Изначально картина была частью цикла изображений четырёх Евангелистов. Датируется искусствоведами Сеймуром Слайвом и Клаусом Гриммом серединой 1620-х годов.
Неизвестно, кто и для чего заказал картины. Цикл, возможно, был написан для католической или лютеранской церкви, хотя небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предполагать, что они были сделаны для небольшой частной капеллы либо для нелегальной католической церкви (schuilkerk) в Харлеме, или для частного дома. В Харлеме католические службы были разрешены в апреле 1581 года, но домашние капеллы были и раньше. Возможно, заказчиком был протестант либо же Хальс написал их для себя — так сделал Тербрюгген с аналогичным циклом и Рембрандт с апостолами. Гримм и Слайв соглашаются с тем, что заказ был частным, а не секулярным. До XVIII века полотна находились на родине художника. Первое письменное упоминание о цикле картин относится к 1760 году, когда они вошли в список наследства художника Герарда Хоета Мл. (сына Герарда Хоета Ст.).
Затем они были приобретены в Голландии для Эрмитажа Екатериной Великой. В 1771 году корабли, транспортировавшие картины в числе других приобретений императрицы, попали в шторм: один из них затонул, а второй, с пробоиной, с трудом добрался до Петербурга (См. «Фрау Мария»; возможно, упоминание о чудесном спасении — легенда). В Эрмитаже картины попали в запасники как «не очень выдающиеся». В 1774 году они упоминаются в каталоге Эрмитажа, составленном Эрнстом Мюнихом.
В 1812 году куратор Эрмитажа Франц Лабенский по распоряжению Александра I отобрал 30 картин «для украшения католических храмов Таврической губернии». 30 марта 1812 года картины были отправлены на юг Российской империи. Возможно, в середине XIX века, во время сумятицы Крымской войны, цикл был разделён.
В революционные годы, потрясшие Россию начала ХΧ века, работы были утеряны. Только в 1958 году «Лука» вновь объявился. Его увидел на одесском рынке «Привоз» местный коллекционер и сообщил об этом в музей. По тиражируемой прессой легенде, полотно было куплено у старушки, продававшей его, по воспоминаниям режиссёра Анатолия Бобровского, за 9 рублей, хотя та просила за него 6 рублей. В запасниках одесского Музея западного и восточного искусства было найдено ещё одно подобное полотно. История о покупке на рынке является легендой, и две картины не разлучались. Обе картины поступили в 1920-х годах из Одесской картинной галереи русского искусства, что подтверждает завотделом музея Татьяна Балановская. Их автором считался сначала анонимный русский художник XIX века, а в музей западного искусства они были переданы после атрибуции в работу неизвестного европейского мастера.
Две недостающие картины цикла — «Марк» и «Иоанн» — оказались на Западе, в частных коллекциях (последний — с 1997 года в Музее Гетти), причём «Святого Марка» пришлось расчищать от позднее пририсованного воротника. В 2013 году Фонд Усманова приобрёл «Святого Марка» для ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва).